Современный бизнес. Ресторан.Ноябрь 2006
ОПЫТ
Финны не сдаются

Финны не сдаются

Финская сеть кафе fast-casual (быстрого повседневного питания) «Picnic» с 2006 года решила осваивать рынки других стран, и первой на этом пути встала Россия, точнее Санкт-Петербург. Девять месяцев назад в ТК «Подсолнух» в Северной столице появилось первое кафе сети. Оправдались ли ожидания зарубежных рестораторов и каковы их дальнейшие планы, рассказывает директор проекта «Picnic» в России Мэрья Науманен.

- Госпожа Науманен, почему именно Петербург выбран стартовой площадкой для развития вашей сети за рубежом?

- Москва дальше от Финляндии, чем Петербург. А Эстонию не стали рассматривать, поскольку в ней нет таких больших городов. В одном же Петербурге жителей больше, чем во всей нашей стране.

- Есть разница между финскими кафе «Picnic» и петербургским?

- Ассортимент блюд, предлагаемый в России, пока несколько уже. Например, здесь нет пасты, а из супов - только финская уха с лососем, которую ввели совсем недавно. К различиям можно отнести то, что в Финляндии наши кафе есть не только в торговых комплексах, но и в отдельных помещениях, а также на железнодорожных вокзалах, в аэропорту. В Финляндии существует система - заказ блюд из кафе на дом по телефону. В России пока такой услуги нет. А еще есть разница в цене. Тут преимущество за Петербургом: если в Финляндии средний чек составляет 7-12 евро, то в городе на Неве - 5-6 евро.

- Ради российского рынка пришлось снизить цены?

- Да, но не в ущерб качеству и самой компании. Когда владелец компании господин Стаудингер подал идею развивать сеть в России, мы сначала провели исследование местного рынка. Выяснили средний уровень цен (не только на блюда в кафе и ресторанах, но и на продукты), а также уровень зарплат, стоимость аренды, где можно приобрести оборудование, упаковку и т. д. Исходя из этого подсчитали себестоимость блюд. Она получилась ниже, чем в Финляндии, поэтому и цены в петербургском кафе ниже. Но не все продукты, используемые здесь, из России - 30-40% из них импортные. Что касается оборудования, то витрины мы привезли из Италии, они единые для всей сети. А европейскую технику на кухню нам поставили российские поставщики.

Если сравнить наши цены с ценами других игроков, представленных на фуд-корте ТК, у нас они все равно немного выше, потому что для нас большую роль играет соответствие блюд тем, что готовятся в Финляндии. Я потому и приезжаю сюда так часто, слежу за этим.

- Есть отличия в потребительских предпочтениях посетителей кафе здесь и в Хельсинки?

- Самый популярный багет из нашего меню в Финляндии - с ростбифом. Девять месяцев работы кафе «Picnic» в России показали, что тот же самый багет наиболее популярен в Петербурге. Финны и русские не так сильно отличаются во вкусовых пристрастиях, как это может показаться. В нашей стране бывает много туристов из России, они посещают кафе, и их вкусы мы уже изучили. Правда, в Финляндии 40% наших продаж составляют блюда на вынос, но это не в формате ТК. Впрочем, здесь мы тоже упаковываем блюда «с собой» по желанию покупателя. Разница есть в кофейных предпочтениях. В Финляндии любят обычный фильтрованный кофе, как из домашней кофеварки. А в России, знаю, много пьют эспрессо, каппуччино и латте. Наших потребителей здесь и там мы определяем как современных горожан 25-40 лет, хорошо образованных, разбирающихся в качестве, заботящихся о себе; работников офисов и сферы услуг, ценящих быстроту обслуживания.

- В чем принципиальное отличие вашего кафе от заведений фаст-фуда?

- У нас подаются только свежеприготовленные блюда. Выпечка вся приготовлена в кафетерии, в нашей печке. Все начинки для багетов и сэндвичей, а также салаты готовятся в кафетерии «сегодня - на сегодня». Подчеркну, что мы все равно рассматриваем заведения фаст-фуда как своих конкурентов, несмотря на разницу в меню.

- Результаты девяти месяцев работы оправдали надежды?

- К сожалению, первое кафе в России не оправдало наших надежд. Мы видим причину в том, что торговый центр не очень посещаемый. Мы в Финляндии привыкли к тому, что в ТК много народа. Местная ситуация нас просто шокировала. Но мы пришли в Петербург, в Россию не для того, чтобы попробовать, а не получится - сбежать обратно. Кафе «Picnic» всерьез намерено обосноваться в России, хочет, чтобы российский потребитель полюбил его. Собирались в этом году открыть три кафе - не получилось. Но будем дальше развиваться.

- Каковы же ваши перспективные планы?

- Если говорить о Финляндии, то мы начали осваивать новый формат - точки, торгующие только навынос, в них нет посадочных мест. Первое такое заведение появилось в Хельсинки в октябре. Что касается сети в России, то в существующем кафе ТК «Подсолнух» продолжим увеличивать свой опыт в ценообразовании, в подборе пунктов меню, которые подойдут местному потребителю, в проведении рекламных акций. Но параллельно будем следить за предложениями аренды, которые появляются на рынке. Нас интересует центр, мы хотим открыться там. Стоимость аренды там высока, но в Финляндии примерно такая же. Нас останавливает не это, а отсутствие мест.

- Если «Picnic» появится в центре Петербурга, каким он будет?

- Это будет современное заведение, оформленное в коричневые тона, с добавлением густо-красного. Традиционно площадь кафе «Picnic» - от 90 до 150 кв. м. Посадочных мест - от 50 до 100. При продвижении кафе мы, вполне возможно, будем подчеркивать, что это финское заведение, поскольку в России «финское» четко ассоциируется с «качественным».

Справка
Компания PICNIC FINLAND OY начала свою деятельность в 1990 г. Сегодня сеть ее ресторанов включает в себя 32 точки в 7 городах Финляндии и 1 - в Санкт-Петербурге. Компания позиционирует себя как предприятие fast-casual, где быстрота и приемлемые цены фаст-фуда сочетаются с ресторанным качеством блюд. В меню - багеты с наполнением, которые являются лидером продаж в Финляндии, а также печеная картошка и салаты, супы и паста. Кафе «Picnic» в Финляндии воспринимается еще и как кофейня. Кофе и кондитерские изделия как дополнение к нему составляют почти 25% продаж. Оборот компании в 2005 составил около 22 млн. евро.

Беседовала Светлана Вахрушева,
vahrusheva@lv.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала (ноябрь 2006 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100