Поставщики оборудования и услуг | "Практика торговли" | "РесторановедЪ" |
Delinform.ru - интернет-журнал деловой информации для профессионалов торговли и ресторанного бизнеса. На главную страницу
Рейтинг@Mail.ru

Интернет-журнал деловой информации
для ритейлеров, рестораторов и отельеров
Сегодня
19/10/2019
Новости | Издания | Каталог оборудования | Публикации | Мероприятия | Контакты | Retailmagazine.ru| Restoranoved.ru | Напишите нам На главную 



Торговое оборудование. Лучший выбор. Декабрь 2008.
ПРАКТИКА ТОРГОВЛИ / СОБЫТИЕ



Кризис уберет с рынка непрофессионалов

Прогнозы ритейлеров

Самые важные вопросы, которые можно задать в условиях финансового кризиса, это «что делать дальше?» и «чем все это закончится?». Второй съезд собственников независимых сетей, проводившийся в московском международном деловом центре, разбирал эти и многие другие вопросы. Владельцы сетей со всей России встретились, чтобы поделиться друг с другом опытом, который необходим для того, чтобы выжить на рынке в такое непростое время.


Так что же происходит?


Чтобы делать какие-то прогнозы на будущее, необходимо понять, что происходит на рынке сейчас и какую позицию выгоднее всего занимать.

- В последние годы общее количество торговых точек незначительно сокращается, - рассказывает Денис Шириков, руководитель подразделения по работе с предприятиями розничной торговли компании Nielsen (Россия). - Это сокращение составляет порядка пятнадцати процентов. Внутри этого блока торговых точек, естественно, есть некоторые различия. Так, например, наиболее существенно сократилось количество торговых точек на открытых рынках, то есть порядка сорока процентов за последние шесть лет. Следующие по доле сокращения – это киоски и павильоны. Традиционные магазины остались практически без изменений – на пять процентов колебаний.

Существенно выросла доля современной торговли – супермаркеты и гипермаркеты. Если посмотреть чуть глубже, то мы можем заметить, что количество супер- и гипермаркетов растет год от года на двузначные цифры прироста – это порядка двадцати пяти и даже пятидесяти процентов в некоторые годы. За 2008-й год взяты цифры за полгода - прирост составляет пять процентов. Если спрогнозировать до конца года - допустим, эта цифра будет десять процентов, - то однозначно видно, что открывается меньше новых магазинов. Это можно объяснить тем, что на сегодняшний день гораздо проще покупать, чем строить с нуля, - причины тут и большая стоимость собственного проекта строительства, и нехватка пространства.

Где же располагаются предприятия современной розничной торговли в процентном соотношении по регионам? Основное – это, конечно, Москва и Центральный регион. Второй – Северо-Запад. А дальше мы видим примерно такую картину – одинаковую долю, приходящуюся на Сибирь, Урал и Волгу.

Важным показателем является концентрация розничной торговли. На сегодняшний день три основных ритейлера современной розницы занимают 13% от розничного оборота страны. Под страной мы подразумеваем городскую Россию.

Цифра эта достаточно большая по сравнению с прошлыми годами, но существенно меньше, чем в европейских странах на развитых европейских рынках. Например, в той же Швейцарии мы видим, что на три ритейлера приходится больше 90%, да и, собственно, если даже взять середину, то на уровне 50% находится достаточно большое количество стран. Если рассматривать в целом розничный товарооборот страны и делить его на ту долю, которая приходится на современный формат и на традиционный формат, то картина будет такая: на уровне страны 36% розничных продаж приходится на современную торговлю – супермаркеты и гипермаркеты. Внутри страны есть еще две страны – Москва и Санкт-Петербург. Москва – это 59%, и Петербург – 71%, приходящиеся на современную розничную торговлю.


Прогнозы – тогда и сейчас


Большое внимание ритейлеры уделили недавним прогнозам, которые пошатнулись в связи с кризисом. И то, что предсказания, которые раньше вызывали улыбку, действительно сбылись, продемонстрировало, как важно учитывать даже самые незначительные, на первый взгляд, мелочи.

- Какие были прогнозы раньше и какие прогнозы сегодня дают те же источники? - рассказывает Юрий Никитин, член Координационного совета СНСР. - Итак, в 2007-м году прогнозировали, что темпы роста ВВП останутся не ниже 5-6% в год до 2012-го года благодаря сохранению высоких цен на сырье на мировых рынках. Темпы роста реального располагаемого дохода в среднесрочной перспективе сохранятся на достаточно высоком уровне – 8-10% в год. Макроэкономическая ситуация будет способствовать росту уровня жизни населения и дальнейшему увеличению потребительских расходов.

Что показывают эти же источники сегодня? Темпы роста реального ВВП снизятся до 2-3% в год, темпы роста реального располагаемого дохода на ближайшие годы сменятся стагнацией с последующим оживлением. И оживление экономики предполагается только с 2011-го года. Существует угроза реального снижения покупательской способности со следующего года на 5-7% в год. В ближайшие пять лет оборот розничной торговли будет расти не более чем на 10% в год.

Россия по-прежнему значительно отстает от крупных розничных рынков по обороту розничной торговли на душу населения. До 2010-го года доля пяти крупнейших сетей по выручке будет нарастать достаточно быстро: во-первых, потому что изначально доля была маленькая, а во-вторых, появляется новый фактор - доступность федеральных ресурсов для этих самых пяти крупных сетей.

В текущей ситуации, в которой находится розничная торговля, ключевые факторы успеха - это управление операционным денежным потоком; отладка цепочки поставок; сокращение всех издержек, которыми поставки сопровождаются; приоритеты максимизации прибыльности, потому что это будет одним из тех источников, за счет которого можно и нужно будет развиваться. Как результат – падение несетевой торговли ниже 40% (но это, скорее всего, будет не на начальной, а на последующей стадии кризиса), усиление иностранных игроков и выход из бизнеса мелких региональных игроков.

Сложившиеся экономические условия благоприятны для роста современных форматов, в том числе базовых. Для региональных сетей это, в первую очередь, универсамы и супермаркеты. Российский рынок будет медленно расти и в целом будет оставаться разрозненным. Независимые сети имеют ключевые компетенции, позволяющие сохранить свою долю рынка и, кроме того, в течение ближайших пяти лет могут увеличить свои продажи в три раза. В условиях стагнации рынка и его низкой капитализации сохранение независимости является рациональной и конкурентной стратегией в ожидании новой волны подъема.


Кто это все будет покупать?


По мнению экспертов, русский покупатель уверенно и оптимистично смотрит в будущее. А покупатель – гарантия того, что бизнес будет прочно стоять на ногах и выдержит все сюрпризы как российской, так и мировой экономики.

- Если смотреть от структуры розничной торговли на того, кто же осуществляет основные закупки и кто определяет товарооборот, то ситуация выглядит следующим образом, - продолжает Денис Шириков, – не секрет, что население стареет, это мировая тенденция, и в России к 2010-му году ожидается, что каждый пятый будет старше 65 лет. При этом средняя продолжительность жизни остается относительно низкой - 66,5 года, сравните с 80 во Франции. Таким образом, основная покупательская группа будет 25 – 40 лет. Реальный рост доходов в 2008-м году составил 13 процентов, но это даже не так важно, как оценка самими покупателями своего благосостояния. 62 процента россиян считают свой уровень жизни средним или выше среднего. Как пример можно взять рост продаж автомобилей или даже мобильных телефонов – на сто человек мы имеем сто семнадцать мобильных телефонов.

Мы можем сказать, что покупатели России достаточно позитивно относятся к ситуации в стране, и по индексу уверенности потребителей, который выводится на основании проведенных опросов, Россия занимает положение среди лидирующих стран. Индекс подсчитывается каждые полгода – были некоторые колебания, но сути это не изменило. Большинство потребителей считают, что нынешняя ситуация в России сравнительно неплохая, и оценка будущего гораздо более позитивная, чем в среднем по Европе и миру.

Существенно возросла роль женщины среди покупателей. 95% всех женщин заняты в экономике, при этом мы можем отметить, что количество женщин-руководителей удвоилось в сравнении с 2000-м годом. По результатам исследований 89% закупок на семью осуществляется женщинами.


Что в итоге делать?


- Публичный рынок как инструмент для подъема денег умер, его больше нет, - констатирует Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors. - Шансов пройти оферту нет ни у кого, банки денег не дают. Точка. Поэтому, если у вас есть кредитные линии, – не возвращайте. Серьезно. На все просьбы досрочно погаситься – «до свидания, есть кредитный договор, мы его выполняем».

Где разыскать деньги? Банки не дают, у них самих проблемы, особенно в регионах – там и банки поменьше, а когда банки ограничивают выдачу наличных, все вкладчики, обезумев, кидаются их снимать. Пока ЦБ не возьмет в систему хотя бы полугодовые деньги, ситуация даже теоретически улучшиться не может. Соответственно публичный рынок сдох, банки сами борются за выживание и им не до клиентуры. Сейчас идет речь не о том, «как дорого я продам свой бизнес», а о том, «на каких условиях мне дадут деньги, чтобы я не обанкротился».

Сейчас нелогично что-то покупать – продаться сейчас ни у кого не получится. Сейчас, особенно в Центральном регионе, за счет разорения конкурентов будут освобождаться торговые площади, которые можно арендовать на разумных арендных ставках. Зачем кого-то покупать? Например, возьмем условно высококонкурентный регион, в котором две федеральные и две местные сети. И одна из них выходит из игры – не федеральная, потому что федеральные будут спасать. Вопрос – нужно ее покупать? Очевидно, что нет. Тут два варианта – можно арендовать освободившиеся помещения, а можно даже этого не делать, потому что покупатели распределятся между тремя оставшимися. Экономический смысл покупать кого-либо вообще исчез.

Что касается «кто виноват, и что делать». Банкам не надо отдавать ничего, несмотря на повышение ставок. Сильнее всего это ударит по центральной части России. Если в местном бюджете есть деньги, то нужно правильно разговаривать с властью, потому что государственная поддержка зависит от социальной значимости. И тезис, который надо использовать в общении с властями, такой: ритейл потащит за собой не только дистрибьюторов, но и производителей. Надо донести до властей, что это не только ваш конкретный бизнес, потому что вы перестанете платить дистрибьюторам, а они прекратят платить производителям. А в регионах 50% поставщиков всегда местные. Вот они и «умрут». Нужно объяснить власти, что будет, если вы «перевернетесь».

Прогноз на самом деле такой - пройдет какое-то время, и поляна расчистится. Идиоты с рынка уйдут. Те, кто хватали недвижимость по безумным ценам, у которых был неэффективный бизнес - они вымрут абсолютно точно, - заканчивает Олег Царьков.

Содержание 12 номера делового журнала Торговое оборудование. Лучший выбор




События
Санкт-Петербургский городской туристический информационный центр
Информнаука
 





Rambler's Top100 Яндекс цитирования