Поставщики оборудования и услуг | "Практика торговли" | "РесторановедЪ" | "Современный отель" | Путеводитель по отелям | ResTop.ru
Delinform.ru - интернет-журнал деловой информации для профессионалов торговли и ресторанного бизнеса. На главную страницу
Рейтинг@Mail.ru

Интернет-журнал деловой информации
для ритейлеров, рестораторов и отельеров
Сегодня
19/02/2019
Новости | Издания | Каталог оборудования | Публикации | Мероприятия | Контакты | Retailmagazine.ru| Restoranoved.ru | HotelExecutive.ruНапишите нам На главную 






Торговое оборудование. Лучший выбор. Июль 2008.
ПРАКТИКА ТОРГОВЛИ / ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ



Архитектура и дизайн как слагаемые успеха торгового центра

Несмотря на активизировавшееся строительство торговых центров в России, их по-прежнему не хватает, а значит останавливаться на достигнутом пока рано. Кроме того, у ТЦ высокая доходность (она выше, чем при строительстве складов или гостиниц). А это значит, что, несмотря на то, испытывает страна потребность в этом или нет, девелоперы будут строить торговые помещения. Вот только какими они будут? Сегодня важными факторами успеха торгового центра становятся архитектура и дизайн.

Опыт западных ритейлеров подтверждает, что с помощью архитектурных и дизайнерских уловок можно привлечь большее количество посетителей, сделать их постоянными клиентами и тем самым повысить доход шоппинг-центра. Известны примеры, когда торгово-развлекательные комплексы становятся достопримечательностями городов и местом туристического паломничества. Взять хотя бы гигантский South China Mall в китайском Дунгуане или «инопланетный» Selfridges в британском Бирмингеме.

Как вырабатывается образ, который в конце концов предстает взору горожан? Почему ТК в России еще далеки от западных образцов? Об этом рассуждают зарубежные и российские специалисты.


О российской действительности


Примерно 70% российских застройщиков – новички, причем не только в строительстве ТК, но и в строительстве вообще, это так называемые непрофильные девелоперы.

- Неудачные объекты, которые мы видим в наших городах, это отражение недостатка опыта у отечественных девелоперов и архитекторов, - рассуждает Сергей Крючков, заместитель генерального директора по развитию проектов компании ABD Architects (Москва). - И если на архитекторов у нас еще как-то учили, то на девелоперов – никогда. Впрочем, специфика подготовки проектировщиков в нашей стране была такова, что создавать ТЦ у нас тоже не учили, более того, проектирование вообще не было ориентировано на бизнес. Потребовалось некоторое количество лет, чтобы наши архитекторы поняли, что основная цель их проектирования – это эффективность бизнеса, который разместится в данном объекте. Это осознание произошло у многих за счет партнерства с западными специалистами. Надо признать, есть области, где мы не так сильны – ландшафтный дизайн, транспортное проектирование, проектирование фасадов. Здесь опыт западных коллег очень пригождается. Но и у наших специалистов есть свои сильные стороны: все, что касается проектирования внутренних инженерных систем зданий, они знают лучше, поскольку всю жизнь работали по отечественным СНиПам. В партнерстве местных и зарубежных проектировщиков и рождаются эффективные торговые центры.

- По-моему, ошибка российских архитекторов и девелоперов заключается в том, что порой они превращают проект в математическое уравнение, в котором важно, какое количество прибыли принесет 1 кв. м площади. Поэтому они заталкивают в ТЦ как можно больше арендаторов, не оставляя свободного пространства, - говорит Нил Вайтхед, директор компании Stuff International Design (Великобритания). - Но в конечном итоге куда более важным оказывается то, что уникальное вы можете предложить, в чем изюминка вашего объекта. Впрочем, изменения во взглядах уже заметны: 6 лет назад, когда я только начал работать в России, в Челябинске, например, торговые центры были площадью 12-20 тыс. кв. м и размещались на 1 этаже. Сейчас там есть объекты до 150 тыс. кв. м. Причем они стали более креативными: в каждом ТЦ создается собственный микс арендаторов, зонируется пространство (в комплексе условно выделяется «район моды», «район спорта», «район фиесты»), выдерживается концепция.

- По всей России очень много плохо разработанных архитектурных проектов ТЦ, но при этом они успешны, - констатирует Эд Дженкинс, руководитель компании Laguarda (США). – И это объясняется не национальными особенностями. Неудачные проекты приносят деньги своим девелоперам потому, что на рынке пока нет никакой конкуренции (за исключением Москвы и Петербурга). В краткосрочной перспективе подобные торговые центры еще будут успешны, но в долгосрочной на первый план выйдет концептуальный дизайн. Несмотря на внешнюю легкость задачи, концепция ТЦ должна предусматривать все тонкости (перемещение покупателей, внешний и внутренний дизайн, освещение, соотношение стекла и бетона, ландшафтный дизайн) и быть актуальной в течение долгого времени, так как объект строится не на один десяток лет.


Сложность простоты


- Успех-неуспех проекта зависит не от количества магазинов, а от «истории» торгового центра, то есть от его концепции, - подчеркивает Алан Томпсон, директор компании Portland (Великобритания). - Через 2 года, может быть, кто-то построит ТЦ еще больше и лучше вашего, но вы устоите, если у проекта будет своя «история». Именно поэтому многие ТЦ сегодня большое внимание уделяют развлекательной составляющей и дизайну. Только так можно выделиться среди конкурентов, только так можно запомниться, создать свой брэнд.

Например, одна из отличительных черт торгового центра Mall of Emirates в Дубае (построенного в 2005 году, а в 2007-м признанного лучшей розничной точкой мира) - первый на Ближнем Востоке горнолыжный склон под крышей. Помимо него, комплекс включает в себя 450 магазинов, 70 ресторанов, мультиплекс на 14 экранов, 2 отеля (в общей сложности на 900 номеров), театр на 500 мест и картинную галерею. Общая площадь Mall of Emirates превышает 600 тысяч кв. м, под торговлю отдано 223 тыс.

Самый большой в мире торгово-развлекательный комплекс, открытие которого в Дубае запланировано на 2008 год, - Mall of Arabia. Он будет выполнен в архитектурном стиле древней Аравии – это одна из его изюминок. Но и внутри него будет что посмотреть: многоярусные торговые галереи окружат большую сценическую площадку для театральных и цирковых выступлений, и со всех уровней можно будет наблюдать развлекательную программу. Представления должны стать «якорем», постоянно привлекающим посетителей в ТК.

А в Бирмингеме ТЦ Bullring, разместившийся на месте старого рынка, связан с общественными зонами, и это является его привлекательным моментом. Четыре корпуса ТК расположены так, что включили в себя оживленный перекресток - люди, проходя мимо, в любой момент могут стать из прохожих его посетителями.

- Торговый комплекс в Бирмингеме помогает человеку экономить время, ведь уже не надо специально куда-то ехать за покупкой, все можно сделать «по пути», - продолжает Алан Томпсон. – Удобная, простая навигация тоже способствует экономии времени покупателя, и он обязательно оценит эту заботу. Интерьер, использованные в нем материалы и даже решение туалета важно при строительстве ТЦ. Постоянная ориентированность на нужды потребителя (целевой аудитории) – это гарантия успеха проекта.

- Для того чтобы торговый центр стал успешным, необходимо соблюсти ряд условий: облегчить доступ (на собственной машине или общественным транспортом), обеспечить хороший подбор арендаторов, создать хорошую атмосферу и удобную инфраструктуру: справочную, рестораны, комнаты для детей, - соглашается Кристиан Кульц, директор компании SDS-I strategic development (Великобритания). - Следует помнить о правиле HSMS: «Happening shoppers make success» («Счастливые покупатели принесут успех»). И чем они счастливее, тем более успешен ваш бизнес. А когда покупатель доволен? Шоппинг – это стресс, люди быстро устают, поэтому надо создать условия, чтобы они не чувствовали усталости. То есть должен быть легкий вход, легкая парковка, легкий микс арендаторов, легкая навигация, чистота и умиротворенная обстановка. За всем этим – продуманная планировка и хороший менеджмент. Видимая простота – это чья-то большая работа.


Национальные особенности


- У каждой страны есть свои особенности, а у ее жителей - особый менталитет, в том числе и у россиян. Это следует учитывать при строительстве торговых центров, - отмечает Нил Вайтхед. – Здесь люди тратят на покупки в рознице больше, чем жители Европы или Америки, притом, что средний доход первых - 800-1000 долларов в месяц – это низкий уровень, по сравнению с европейскими странами и США. Жители России ввиду климатических особенностей 70% времени проводят в помещении, отчасти этим объясняется страсть к шоппингу как времяпрепровождению. Климат же влияет на архитектурные особенности торговых центров. Когда зимой температура опускается до -36 оС, неуместны открытые, без крыш, внутренние дворы. По этой же причине в ТЦ просто необходима закрытая парковка. Кстати, люди в России любят большие машины, это следует учитывать при планировке паркинга.

- В России, как правило, не строят торговые комплексы выше 3 этажей, - констатирует Кристиан Кульц. – Причем торговые зоны занимают только 2 этажа, на третьем – фуд-корт. Случается, что здание выше, но на верхних уровнях - только офисы. А в Дюссельдорфе успешно действует 7-этажный ТЦ, в Гонконге есть проект с магазинами на 15 этажах.

- На Ближнем Востоке тоже строят высокие торговые центры, поскольку там есть капитал и иметь поражающий воображение ТЦ там престижно, - дополняет Алан Томпсон. – Такова национальная особенность жителей Востока. В Дубае ТЦ может занимать 13 этажей небоскреба, хотя трудно поверить, что кто-то из покупателей действительно доходит до 13-го. Такие комплексы далеко не всегда прибыльны, но, как я уже сказал, там важнее удовлетворение амбиций владельцев.

Впечатление от внешнего вида объекта важно и для потенциального посетителя. Оригинальное здание ТЦ, несомненно, вызовет у прохожего желание войти внутрь. Поскольку 70% товарооборота торгового центра составляет импульсная торговля, то инициировать незапланированное посещение нужно начинать еще с улицы.

Светлана Вахрушева

По материалам форума "МОЛЛ-2008"

Содержание 7 номера делового журнала Торговое оборудование. Лучший выбор




События
Санкт-Петербургский городской туристический информационный центр
Информнаука
 





Rambler's Top100 Яндекс цитирования