Поставщики оборудования и услуг | "Практика торговли" | "РесторановедЪ" |
Delinform.ru - интернет-журнал деловой информации для профессионалов торговли и ресторанного бизнеса. На главную страницу
Рейтинг@Mail.ru

Интернет-журнал деловой информации
для ритейлеров, рестораторов и отельеров
Сегодня
26/08/2019
Новости | Издания | Каталог оборудования | Публикации | Мероприятия | Контакты | Retailmagazine.ru| Restoranoved.ru | Напишите нам На главную 

ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ЛУЧШИЙ ВЫБОР. Январь 2007.
ККМ. ВЕСЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ.

Большие системные возможности маленького магазина

Большие системные возможности маленького магазина
Московский опыт
Владимир Прохоренко
По словам Владимира Прохоренко, небольшому магазину достаточно одного автоматизированного места кассира
Александр Передерей
Александр Передерей рекомендует магазинам шаговой доступности вводить системы скидок
Дмитрий Юринов
Дмитрий Юринов: - В престижном районе магазин формата «у дома» должен иметь оборудование более стильное с точки зрения дизайна, нежели такой же магазин на городской окраине
Владимир Лосев
- Большой магазин или маленький - не так важно при выборе системы автоматизации. Важнее, сетевой объект или не сетевой, - констатирует Владимир Лосев
Выбор системы
Выбор системы на базе POS-терминала или на базе ККМ зависит от желания и финансовых возможностей заказчика

В Петербурге начала действовать городская программа создания сети магазинов шаговой доступности. Речь идет о небольших (площадью до 300 кв. м) продовольственных магазинах, расположенных в жилых кварталах. Этот формат в Европе называют convenience store, что переводится как «удобный магазин». С одной стороны, без таких торговых точек не обойтись, а с другой, они практически не приносят прибыли, и им тяжело конкурировать в ценовой политике с крупными сетями. Но теперь поддержка со стороны правительства города позволит развиваться магазинам мини-формата. И сегодня мы поговорим об автоматизации торговых предприятий шаговой доступности с учетом их скромных бюджетов и площадей.

Московский опыт

В российской столице программа создания сетей магазинов шаговой доступности начала реализовываться в 2004 году. Под эти цели было решено использовать первые этажи и подвалы жилых и нежилых зданий, также в некоторых дворах начали строить небольшие торговые павильоны площадью до 500 кв. м, в которых размещаются не только магазины, но и прачечные, химчистки, пункты обмена валюты, аптеки. Выяснилось, что в городе существует 608 зон, в которых не хватает предприятий торговли. По словам руководителя Департамента потребительского рынка и услуг мэрии столицы Владимира Малышкова, на сегодняшний день в Москве создано 2300 предприятий шаговой доступности. В ближайшие 2 года число таких магазинов удвоится.
Программа - как для супермаркета

- При выборе программного обеспечения для любого розничного магазина стоит учитывать формат и масштаб предприятия, а также задачи, которые необходимо решить с помощью автоматизации, - рассказывает Владимир Лосев, руководитель направления программного обеспечения Группы компаний «АТОЛ». - Как правило, это оптимизация работы кассира, упрощение учета товара, консолидированная работа нескольких магазинов и др.

Эти задачи решаются с помощью разных, но совместимых между собой программных продуктов: классов front-office (управление кассовым оборудованием, осуществление продаж кассиром, контроль за персоналом и покупателем, работа с кредитными и дисконтными картами и пр.) и back-office (формирование ассортимента, управление ценообразованием, определение программ лояльности - скидок, клубных карт и т. д. - анализ и прогнозирование продаж, анализ рентабельности, взаимодействие с поставщиками, управление складом, управление доставкой товара, финансовый, бухгалтерский и налоговый учет, денежное планирование и пр.). Естественно, при выборе программного продукта следует учитывать его функциональность, надежность и цену.

Небольшая площадь магазина, ограниченность ассортимента, продовольственная или непродовольственная направленность торговой точки не влияют на программу. Большее значение имеет то, является ли объект сетевым. Для сети магазинов даже формата «у дома» затраты будут более значительными - потребуется проведение выделенной линии, использование различных программ, позволяющих вести обмен информацией в сети. В этом случае обязательны централизованные закупки и ценообразование, т. е. понадобятся дополнительные расходы на часть, именуемую back-office. (По своим масштабам она и в сети магазинов шаговой доступности ничем не будет уступать той, что используется в крупных сетевых магазинах.)

- Современные программы для предприятий торговли позволяют в режиме реального времени отслеживать продажи (чеки и их содержимое), видеть посещаемость магазина (в том числе по каждой отдельной кассе), осуществлять переоценку и изъятие товара из зала без остановки его работы и так далее, - дополняет Александр Передерей, директор компании «БСК». - Система прав доступа позволяет разграничить права кассиров и менеджеров магазинов, а также отслеживать, какие операции были выполнены тем или иным пользователем. ПО места кассира позволяет прямо с него оформить заказ на тот или иной товар либо указать местонахождение некоего товара в зале и т. п. Все эти функции могут быть в системе автоматизации как супермаркета, так и магазина «у дома».

Экономия начинается, когда определяются необходимые задачи, которые должна решать система, и дело доходит до выбора программного обеспечения (какой брэнд) и набора техники. Здесь все зависит от сумм, которыми оперирует владелец магазина. Продавцы и разработчики программного обеспечения всегда называют свои цены демократичными, между тем предлагаемое ими оснащение может стоить от 40 до 100 тысяч рублей за одно автоматизированное рабочее место кассира.

Компромисс между желаемым и доступным

- Если площадь магазина - до 100 кв. м, ему достаточно одного автоматизированного рабочего места кассира и товароведа, - хотя в идеале лучше иметь два кассовых аппарата (если один выйдет из строя, выручит другой),- продолжает тему Дмитрий Юринов, заместитель генерального директора компании «Систем Сервис СПб». - Стоимость зависит, например, от того, на какого покупателя нацелен магазин: в престижном районе даже в магазине формата «у дома» оборудование должно быть престижным с точки зрения дизайна. Кроме того, дешевая программа работает не с полным спектром оборудования. Впрочем, от нее и не требуется поддерживать, скажем, сенсорный монитор. Но она непременно должна работать с весовым товаром, поддерживать системы скидок.

Замечу, самые дешевые программы не могут работать в системе с весами, имеющими функцию печати этикеток. Между тем такие весы удобны: поменяли цену на товар в них - и автоматически поменяется информация о стоимости товара на кассе. И так во всем. По сути, выбор программ и техники - всегда компромисс между удобством работы и доступными средствами. Например, лазерный сканер штрих-кода работает быстрее, чем светодиодный, но он и дороже. То же самое с детектором банкнот, без которого не обойтись. Ультрафиолетовый детектор на 1 лампу стоит от 300 рублей. Инфракрасный на порядок дороже, но он дает 100-процентную защиту от подделок.

В центре Петербурга часты перебои с электроснабжением, поэтому, если открывать магазин там, компьютерам не обойтись без источников бесперебойного питания. Если он на 1000 VA, то не менее 10 минут кассовый узел сможет работать без питания, что позволит, например, кассиру закончить работу с покупателем и корректно выйти из программы. Еще из техники необходимы: для ведения учета товара в торговом зале - терминал сбора данных, а для контроля за персоналом и посетителями магазина - система видеонаблюдения.

- Когда магазин только открывается, у его владельцев очень много расходов: ремонт помещения, закупка оборудования и, конечно, товара. Естественно, на этом этапе все особенно хотят сэкономить, в том числе и на аппаратуре автоматизированной системы, на количестве автоматизированных рабочих мест кассира и т. д., - говорит Владимир Прохоренко, технический директор компании «Кэлор». - Учитывая существующую тенденцию развития формата «магазин шаговой доступности», производители контрольно-кассовой техники расширили функциональные возможности популярных ККМ и на их основе разработали программно-аппаратный комплекс, позволяющий создавать автоматизированные системы, оптимальные по соотношению цена/качество.

Такие системы обладают возможностями дорогих POS-терминальных систем (учет денежных сумм итогов продаж и налогов, обработка дисконтных карт, подключение к приложениям, реализованным на системе программ «1С: Предприятие» и т. д.), но дешевле в 2 раза. Кроме того, поначалу в любом магазине посетителей немного, и можно обойтись одним кассовым местом - тоже экономия. В последнее время магазины «у дома» чаще работают по принципу самообслуживания, а когда покупатели сами выбирают товар, время обслуживания одного посетителя на кассе сокращается, и действительно можно обойтись одним кассиром. Правда, все-таки желательно приобрести для него самый простой (и поэтому дешевый) кассовый бокс.

Опыт показывает, что предприниматели предпочитают совершенствование своего торгового предприятия шаг за шагом. Прибавится посетителей, не будет одна касса справляться с их наплывом - можно легко подсоединить к действующей системе второе автоматизированное рабочее место кассира. Если затем у владельцев торговой точки появится второй магазин, то есть образуется торговая сеть, программа автоматизации предполагает возможность усложнения, не нарушая существующую основу, не прекращая работу первого магазина.

Сегодня производители систем предлагают гибкое программное обеспечение, разработанное в различных функциональных комплектациях, что дает владельцам торговых предприятий возможность подбора оптимального по соотношению цена/функциональность. Опять же, благодаря той самой гибкости, как правило, любую версию установленной в магазине программы ее производитель может обновить до более функциональной, потратив на это гораздо меньше средств, чем на полную переустановку ПО.

Оптимальный набор техники для магазина шаговой доступности с точки зрения автоматизации примерно такой:
- кассовый аппарат;
- весы с печатью штрих-кода;
- сканер штрих-кода;
- принтер термоэтикеток;
- источник бесперебойного питания (на каждый компьютер);
- терминал сбора данных;
- система видеонаблюдения.
Для привлечения покупателей

- Использование магнитных дисконтных карт, возможность оплаты покупки банковскими карточками - все это, безусловно, необязательный функционал для магазина «у дома», - констатирует Владимир Лосев. - Но если от оплаты банковскими карточками можно спокойно отказаться (особенно учитывая, что в данных магазинах сумма средней покупки достаточно мала), то различные способы привлечения покупателей очень актуальны. Так, оплата мобильных телефонов на кассовом узле может существенно повысить привлекательность магазина такого формата.

- Хорошо, если в магазине шаговой доступности действует некая дисконтная система. Она может быть с неограниченным количеством порогов сумм, с возможностью ограничения действия скидок по времени и дате, - продолжает тему Александр Передерей. - Скидку можно устанавливать на отдельные товары, группы товаров или их партии (серии). В результате в одном чеке могут быть товары с разной скидкой. Дисконтные системы благоприятно влияют на имидж торгового предприятия, «привязывают» покупателей к магазину. Рассчитывать только на то, что они живут рядом и потому будут приходить в магазин снова и снова, ошибочно - с покупателями надо постоянно работать.

- Скидки очень важны для покупателя, можно сказать, действуют на него на уровне подсознания, - дополняет Дмитрий Юринов. - И если рядом с домом будет два по сути одинаковых магазина, пластиковая карточка со скидкой даже 2-3% может иметь решающее значение. Особенно необходима система скидок, если магазин сетевой, - это аксиома для предприятий торговли всех форматов.

Петербургские планы

В ноябре 2006 года правительство СПб утвердило постановление «О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга», согласно которому в ближайшее время в Северной столице должна появиться сеть магазинов шаговой доступности под патронажем губернатора.
Определено 70 территорий для размещения таких торговых точек в районах, где остро ощущается недостаток продовольственных магазинов, где не обеспечивается выполнение стандартов территориальной доступности услуг розничной торговли. В этих зонах будет создано 210 магазинов шаговой доступности. Такие магазины экономически нерентабельны, поэтому город будет оказывать им поддержку. Половина стоимости аренды помещений будет оплачиваться администрацией в виде субвенций и субсидий на общую сумму 18,7 млн. рублей в год, аренда помещений и территорий будет долгосрочной - на 10 лет.
В петербургской городской программе оговорены требования к предпринимателям, желающим получить площади для магазинов шаговой доступности: отказ от реализации алкоголя, торговля продуктами первой необходимости, ассортимент каждой торговой точки на 70% должен состоять из товаров, произведенных в Петербурге и Ленобласти.

Светлана Вахрушева
vahrusheva@lv.spb.ru
Фото Яны Романовой и фирм-консультантов


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (январь 2007 г.)         Назад

Деловая информация. Главная страница               Торговое оборудование. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"


Rambler's Top100 Яндекс цитирования