ККМ. ВЕСЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ
Статьи

Раз ромашка, два ромашка,
или Разработка системы автоматизации для «нестандартного» магазина

Раз ромашка, два ромашка, или Разработка системы автоматизации для  «нестандартного» магазина
На цветок штрих-код не нанесешь. Как его учесть?
На цветок штрих-код не нанесешь.
Как его учесть?

Когда системный интегратор говорит, что у него есть готовое решение для торгового предприятия определенного формата, он несколько лукавит: каждая система требует настройки (в большей или меньшей степени) под конкретный магазин. Насколько радикальными будут изменения «заготовки», зависит от пожеланий заказчика и особенностей его бизнеса. Какие же задачи ставит заказчик, и какими методами подрядчик намеревается их решать? Незримо поприсутствуем при обсуждении ими системы для реальной сети цветочных салонов.

Программа поможет точно знать, сколько продается товара, сколько нужно держать его в запасе, и, следовательно, вынуть из оборота деньги, которые до сих пор фактически выбрасывались на ветер

У Татьяны Богдановой два цветочных салона в разных концах города - площадью 30 и 90 кв. м. Они существуют уже три года. В ассортименте магазинов несколько сотен товаров - живые цветы (срез и в горшках), зелень и аксессуары для составления букетов, подкормки, земля, искусственные цветы, кашпо, вазы, сувениры и т. д.

- Кроме того, мы предлагаем услуги по ландшафтному дизайну, - рассказывает Татьяна. - То есть ассортимент товаров и услуг все расширяется. До сих пор никакой программный комплекс у нас не использовался. Учет был ручной: каждый продавец в течение дня записывал, что он продал, в конце дня подсчитывал остатки товара для передачи смены. Разобраться потом в этих записях непросто: товар может быть указан неверно, а отсюда - пересортица, недостача или излишки того или иного товара. Один продавец случайно забудет записать что-то, потому что составлял букет по желанию заказчика, писать было некогда, а потом что-то упустил. Другой умышленно что-то не запишет или укажет более дешевый товар. Необходим инструмент контроля за работой персонала.

Разные продавцы работают в разные смены, поэтому отчетность должна быть оперативной: столько такого товара принял, столько продал, столько сдал. Чтобы сразу было видно, в чью смену произошли потери или большие продажи. Хочется, чтобы появилась какая-то система в процессе списания растений, чтобы учет был легче, делался быстрее, чтобы появилась возможность анализировать, какие позиции быстрее продаются, а какие, может быть, вообще не надо больше брать.

Итак, первоначальный перечень задач сформулирован. За их решение берется компания «Бизнес Класс».

- Мы предлагаем наш инструмент - решение на платформе «Домино» - и услуги по консалтингу, т. е. будем участвовать в построении бизнес-процесса, для того чтобы на всех этапах учета появилась ясность и прозрачность, - говорит генеральный директор компании «Бизнес Класс» Роман Нетяга. - Цветы - непростой для учета товар. Если брать вазочки, сувениры, то их маркировать достаточно просто. Если же брать цветы и зелень, то учитывать этот товар сложнее - невозможно наклеить штрих-код на каждый цветок. Процесс еще усложняется тем, что предполагается некое творчество - букет составляется на ходу, по желанию заказчика. То есть всякий раз он разный, и его нельзя внести как одну позицию. Во-первых, один и тот же цветок может быть нескольких ценовых категорий, во-вторых, в процессе нахождения в магазине он переходит из одной стадии кондиции в другую (сломался, подвял, а значит, подешевел). Учитывать все-таки придется каждый элемент букета в отдельности.

До сих пор мы не сталкивались с цветочными магазинами, но некоторые процессы можно перенести из других видов бизнеса. Тот же процесс комплектации существует и в ресторанах, и в магазинах. Например, в ресторане есть понятие технологической карты: заведомо создается готовое изделие, которое состоит из ингредиентов, и для него назначается цена. Создается блюдо или букет - процессы схожи.

- Но у нас, как вы правильно сказали, нет заданного набора, - уточняет задачи Татьяна Богданова. - Комплект, то есть букет, продавец создает на глазах у клиента. Поэтому в данном проекте важна сама технология продажи: насколько быстро продавец сможет заполнить схему, например, того, что он внес в букет. Это он должен сделать при покупателе, потому что надо выдать ему чек. Скорость важна еще и потому, что может войти следующий клиент, продавцу надо и его обслужить: задержится с первым - упустит второго, покупатель не любит ждать.

- Упростить, а значит, ускорить занесение проданного товара в «справочник» можно, установив компьютерные кассы и используя программируемую клавиатуру или мышку, а в идеале - сенсорный экран, - продолжает Роман Нетяга. - Весь товар заносится в программу по группам (например, «розы красные»). В группе могут быть подгруппы, например, по ценам. Продавец мышкой или пальцем выбирает нужную позицию. Можно поставить принтер для печати подробного счета, как в супермаркетах. Можно просто печатать фискальный чек. Все зависит от желания хозяина магазина.

- И приход-списание также можно ускорить? - задает вопрос Татьяна. - Пока что надо брать у продавцов все документы, чтобы списывать товар. Часто это не делается вовремя, потому что магазин работает до 21.00, а люди, которые занимаются учетом, - до 18.00. То есть итоги работы приходят в офис на следующий день, и заказ поставщику сформировать сложно, потому что мы не знаем текущих остатков.

- С программой списание происходит автоматически, тогда, когда продавец закрыл смену на кассе, - объясняет Роман. - Программа может и автоматически сформировать заказ поставщику - возможна такая настройка. Опять же, можно достаточно быстро анализировать продажи, тенденции - в связи с праздниками, со временем года, с погодой и т. д. Задачи, решаемые программой, можно разделить на аналитические (исторические) и онлайновые (оперативные). Можно, например, проанализировать, что было на 8 Марта в прошлом году, чтобы не допустить ошибок при формировании заказа в этом. Что касается оперативных задач, то программа поможет точно знать, сколько продается товара, сколько нужно держать его в запасе, и, следовательно, вынуть из оборота деньги, которые до сих пор фактически выбрасывались на ветер. Вы узнаете, какой товар портится, не продается и т. д., и больше его не возьмете.

Наш продукт «Домино» - сетевой. Два ваших магазина - это уже сеть. В магазинах установим компьютерные кассы, которые будут оперативно передавать информацию в офис (с помощью модема или другого канала связи). Вам не придется часто ездить с объекта на объект. Для контроля за работой персонала можно установить систему видеонаблюдения и связать ее с работой кассы. Программа будет протоколировать действия всех пользователей. Каждый входит со своим паролем, и любое действие записывается с точностью до секунды. Видеокамера тоже имеет свой временной контроль. Если вы увидите по ней, что есть посетитель на такой-то час, что он уходит с покупкой, то и по кассе должна была состояться продажа. Система видеонаблюдения часто решает вопросы не контроля - когда и кто украл, - а становится предостережением от соблазна мошенничества для персонала.

- Во сколько же все это мне обойдется? - интересуется Татьяна. - Мне бы хотелось ограничить расходы. Это возможно, если использовать имеющуюся у нас технику?

- Мы можем предложить несколько фиксированных предложений на выбор, - осторожно отвечает на сакраментальный вопрос Роман Нетяга. - Отличаться они будут составом и ценой оборудования. Цена на программный комплекс и наши услуги от этого не изменится. Можно устанавливать технику шаг за шагом: начать с простого, а потом усложнять. Добавлю, мы не меньше вас заинтересованы в том, чтобы система принесла вам видимые дивиденды. Если в результате установки системы вы заметите, что цифры по продажам и остаткам товаров будут совпадать, - это уже положительный результат ее внедрения.

Записала Светлана Вахрушева
vahrusheva@lv.spb.ru


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (октябрь 2006 г.)         Назад

Деловая информация. Главная страница               Торговое оборудование. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100